Организация и стандарт оснащения хирургического отделения регулируются Приказом № 922н Минздрава от 15.11.12 (Приложение № 3). Он устанавливается для оборудования медицинских кабинетов, определяет, каким должно быть рабочее пространство врача-хирурга. Соответствие указанному порядку позволяет медучреждению получить экспертное заключение и разрешение на ведение медицинской деятельности. Также соблюдение стандартов является условием для лицензирования ЛПУ. Подробнее об оснащении кабинета хирурга — в нашей статье.
Основные стандарты и требования
Основная функция кабинета врача-хирурга — консультативная, лечебная и диагностическая помощь по профилю «хирургия». Это соответствует Приказу № 922н. Для эффективной работы в кабинете необходимо предусмотреть зонирование, выделив пространство для осмотра пациентов и проведения манипуляций.
Хотя строгих требований к выделению отдельной перевязочной нет, в соответствии с СанПиН 2.1.3.2630-10 рекомендуется обустроить манипуляционную зону.
Требования к оснащению
Стандарт организации распространяется на хирургические отделения и дневные стационары, за исключением операционных. В нормативных документах указаны:
- хирургические инструменты и аппараты;
- медицинское стерилизационное и дезинфекционное оборудование;
- системы вентиляции;
- медицинская мебель и осветительные приборы.
При выборе оборудования важно учитывать функциональность, соответствие конкретным задачам, а также безопасность, комфорт и точность работы как врача, так и среднего медицинского персонала. Как правило, подбор оборудования проводится совместно с врачами и специалистами по медицинской технике.
Планировка и зонирование
Перед тем как выбрать оснащение медицинской мебелью для оборудования хирургических кабинетов, требуется правильно разделить пространство на функциональные зоны. Основными являются:
- место для врача и медсестры, где располагается такая медицинская мебель, как стол и стулья (по 2 единицы каждого для персонала и отдельно стул для пациента), настольная лампа;
- участок для осмотра пациента;
- манипуляционная для перевязок, выполнения лечебных процедур, где ставят кушетку, медицинский инструментальный столик, светильник;
- место для перевязочных и других материалов, шкафы для инструментов и медикаментов, стерилизационное оборудование.
Полный перечень, какие виды лабораторной мебели должны присутствовать в кабинете хирурга, включает в себя:
Наименование | Количество |
---|---|
Стол персонала | 2 |
Кресло | 2 |
Стул посетителя | 2 |
Смотровая кушетка | 1 |
Медшкаф для расходных материалов | 1 |
Стеллаж для документов | 1 |
Рабочая лампа | 1 |
Кислородный дыхательный аппарат ИВЛ (мешок Амбу) | 1 |
Поверхность для перевязочных материалов | 1 |
Холодильное устройство | 1 |
Емкость для инструментов | 1 |
Отсасыватели хирургические | По требованию |
Специальные хирургические наборы | 3 |
Бестеневые лампы, к примеру, многофункциональные светильники для операционных | 1 |
В перечень также входят специальные медицинские инструментальные столики из нержавеющей стали для хирургии, переносные наборы для реанимационных действий, стерилизаторы. Точный список составляется с учетом особенностей и профиля ЛПУ, требований к конкретному отделению или операционной.
Вентиляция и чистота воздуха
Стандарты систем вентиляции для медучреждений определены СанПин, они предполагают строгий контроль качества, влажности, очистки воздуха. Требования:
- реанимационные отделения, оперблоки: поддержка стерильности, контроль микроклимата, воздухообмен – от 25 кратов в час, наличие фильтрации HEPA;
- лаборатории: фильтрация (работает с частицами до 0,3 микрона), воздухообмен – от 12 кратов в час;
- врачебные кабинеты: поддержка влажности 40-60%, температуры 22-24 ˚C, воздухообмен – 6 кратов в час;
- «гнойные» отделения», в помещениях при работе с инфицированными пациентами: наличие фильтров HEPA, отрицательного давления, обмена воздуха от 12 кратов в час.
Освещение
Для кабинетов хирурга, манипуляционных и смотровых, операционных требуется наличие систем освещения с уровнем потока от 500-1000 Люкс. Для рабочей зоны в оперблоке показатель выше – 20000-40000 Люкс. Для обеспечения таких условий используются специальные потолочные светильники для операционных и многофункциональные бестеневые лампы.
Оборудование
Для оснащения хирургического кабинета используется следующее базовое оборудование:
- многофункциональный операционный медицинский хирургический стол, кушетка;
- аппараты для проведения врачом манипуляций по остановке кровотечения;
- измерители АД;
- аспираторы, электрические вакуумные хирургические отсасыватели для удаления жидкости;
- облучатели ультрафиолетовые, бактерицидные, гелиотерапевтические;
- негатоскопы;
- стетофонендоскопы;
- электронные термометры;
- реанимационные установки, включая наркозно-дыхательные аппараты.
С полным списком требуемого оборудования можно ознакомиться в Приказе. Для оснащения применяется только специализированное оснащение и мебель лабораторная, цвета строго не определены. Но чаще это белый, синий, голубой, зеленый. Материалы должны подлежать быстрой очистке и обеззараживанию, быть устойчивыми к биологическим агрессивным жидкостям. Такая техника, как мониторы жизненных функций, обычно применяются для операционных, палат интенсивной терапии, реанимации. Это же касается и аппаратов ИВЛ, предназначенных для поддержки функции дыхания.
Материалы и расходные средства
Для хирургических кабинетов требуется присутствие расходных материалов. Они нужны для эффективной работы, проведения манипуляций, послеоперационного ухода. Стандартный набор:
- средства для гемостатики резорбтивного и местного действия;
- иглы, порты, другие имплантируемые системы;
- изделия для трансфузии, инфузии;
- средства для регионарной анестезии;
- одноразовое белье;
- полипропиленовые сетки;
- шовный материал.
Обеспечение безопасности
При выполнении лечебных манипуляций персонал обязан придерживаться правил ОХБ:
- соблюдение чистоты рук, стерильности;
- использование СИЗ;
- обязательное правильное обеззараживание и утилизация медицинских отходов;
- использование средств для дезинфекции поверхностей после приема каждого пациента;
- использование одноразовых или стерильных хирургических инструментов;
- предупреждение травм пациентов, использование специальных кушеток при выполнении осмотра и других манипуляций;
- контроль применения лекарственных препаратов;
- соблюдение требований по ОТ;
- правильная эксплуатация такого оборудования, как наркозно-дыхательные аппараты с принадлежностями для хирургического кабинета и другие.
ООО «Компания Киль-Казань» предлагает поставки специального медицинского оборудования для кабинетов хирурга в ЛПУ разного профиля. На нашем сайте можно заказать аппараты ИВЛ, медицинскую мебель, светильники, мониторы. Доступны специализированные наборы основных хирургических инструментов для операции, многофункциональные столы и смотровые кушетки. Уточнить условия поставки можно по тел. +7(843)-590-85-76 или при помощи онлайн-заявки.